Ремонт тахографов должен осуществляться в квалифицированных мастерских, имеющих лицензию Министерства транспорта Российской Федерации.
Ремонт и обслуживание тахографа
Тахограф предназначен для непрерывной регистрации деятельности водителей, связанной с грузопассажирскими перевозками.
Контрольные устройства по видам подразделяют на: цифровые и электронно-механические, которые нередко нуждаются в ремонте и техническом обслуживании.
Аналоговые тахографы содержат большое количество подвижных и естественно изнашивающихся деталей. В связи с чем, владельцы автотранспорта все чаще обращаются в сервисные центры для ремонта аналогового устройства.
Цифровые устройства не подлежат ремонту. В случае поломки цифрового тахографа, необходима замена на новое контрольное устройство.
Тахограф является контрольным устройством, которое монтируется на механическое транспортное средство и имеет сложную электронно-механическую структуру. Сервисное обслуживание и ремонт контрольного устройства осуществляется только в сертифицированных сервисных центрах на спецоборудовании и специально обученным персоналом.
Услуги, предоставляемые сервисным центром:
- установка тахографа и настройка контрольного устройства;
- замена аналоговых тахографов на цифровые контрольные устройства;
- калибровка устройств и тарировка тахографов;
- диагностика цифровых тахографов;
- считывание информации с карт водителей и хранение данных с цифровых тахографов;
- расшифровка диаграммных дисков;
- периодическая проверка (калибровка тахографа).
Перед ремонтом контрольного устройства необходимо провести диагностику тахографа.
Цифровые тахографы практически не подлежат ремонту, так как их запрещено вскрывать. Только у некоторых моделей цифровых устройств разрешается замена принтера или аккумулятора. Замена принтера может производиться без участия специалиста сервиса, самостоятельно. Заменить аккумулятор можно только в сертифицированном сервисе.
В случае замены колеса на автомобиле необходимо обратиться в сервисный центр для обновления данных в тахографе. Это связано с тем, что даже у резины одинаковой размерности, различная окружность колеса. В данном случае корректируется коэффициент, рассчитывающий скорость и пробег транспортного средства.
Цифровой тахограф содержит общую информацию о транспортном средстве, на котором установлен тахограф, куда входит и государственный регистрационный знак. При замене регистрационного знака, согласно ЕСТР, необходимо обновить данные в цифровом устройстве. После этого тахограф должен пройти калибровку в сервисе.
Гарантийное и послегарантийное обслуживание, своевременная проверка тахографов, согласно ЕСТР, должна проводиться не реже одного раза в два года. Периодические инспекции могут проводиться вместе с техосмотрами транспортных средств.
Проверка, проводимая инспекцией должна включать следующие пункты:
- правильность работы контрольного устройства;
- наличие на контрольном устройстве знака официального утверждения;
- наличие таблички с данными об установке или проверке;
- целостность пломб на контрольном устройстве;
- фактическое значение эффективной окружности шин колес.
Обязательная калибровка контрольного устройства необходима при: смене государственного регистрационного знака; замене резины; обязательная калибровка не реже, чем 1 раз в два года (некоторые аналоговые тахографы 1 раз в год). При смене на транспортном средстве номера, необходимо заменить аналоговое устройство на цифровое. Это связано с поправками к Постановлению Европейской комиссии №5, вступившими в силу с 2010 г. в России.
В результате проверки тахографа сервис подтверждает его пригодность или непригодность к дальнейшему использованию и применению контрольного устройства.
Если тахограф пригоден к дальнейшему использованию, специалисты сервиса выполнят перенастройку коэффициента тахографа, смену установочной таблички и выдачу свидетельства государственного образца в соответствии с требованиями.